На главную Вопрос и ответ по электроснабжению мест общего пользования Обычная версия Версия для слабовидящих

Нормативные документы
Рекомендации населению по учету электроэнергии
Вопрос и ответ по электроснабжению мест общего пользования
Управление многоквартирным домом и управление общим имуществом в многоквартирном доме

Вопрос и ответ по электроснабжению мест общего пользования

Освещение мест общего пользования услуга жилищная или коммунальная?

В соответствии с жилищным законодательством все услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии).

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по жилищной услуге в составе «содержание и ремонт жилого помещения».

Минрегион России письмом от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 разъяснил, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением Верховного суда Российской Федерации от 17.07.2008 № ГКПИ08-665. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс – электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.


Какой нормативный правовой акт обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать потребление электроэнергии в местах общего пользования?

Их два. Это Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530).

Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в многоквартирный дом, должна быть оплачена в полном объеме жильцами дома.


Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома?

Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (детские или хоккейные площадки и т.п.)

Как происходит расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования для жильцов многоквартирных домов?

Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия.

При отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии мест общего пользования оплата производится в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования - 7 кВтч в месяц на 1 человека (постановление министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета в Калужской области»).

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жильцами жилых помещений пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Когда в доме установлен общедомовой прибор учета, величина объема электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разной и зависит от фактического потребления.


Как в связи с новой формой расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования будут учитываться потери и кто их должен оплачивать?

Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету.
Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу Российской Федерации (статья 39) должен потребитель.


Но в расчет за электроэнергию мест общего пользования попадает и похищенная недобросовестными жильцами электроэнергия. Почему за них должны оплачивать другие жильцы?

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (далее – Правила № 491) собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке.
Добивайтесь от нее более качественного обслуживания, если оно вас не устраивает, меняйте управляющую компанию или берите управление домом в свои руки путем непосредственного управления или, создав товарищество собственников жилья.


В жилых домах имеются нежилые помещения (магазины, клубы и т. д.), в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Как эти помещения производят расчеты за потребленную электроэнергию, кто осуществляет контроль?

В нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, имеются приборы учета электроэнергии. В основном эти приборы включены в общую систему электроснабжения, и при расчетах из показаний общедомового счетчика показания счетчиков в нежилых помещениях должны вычитаться.

Договоры на энергоснабжение собственники или арендаторы нежилых помещений заключают с энергоснабжающей организацией самостоятельно, но контроль за потреблением электроэнергии в данном случае осуществляет энергосбытовая компания и управляющая организация, так как именно она, как представитель собственников жилых помещений, разрешает присоединение предпринимателя к внутридомовой сети.


Хотим установить счетчик в своем подъезде, чтобы не платить за весь дом.

Установить счетчики только на свой подъезд, конечно же, могут жильцы, чтобы четко проследить электропотребление в своем подъезде, но к расчету такой счетчик не будет приниматься ресурсоснабжающей организацией, так как согласно Правилам № 307 продают электрическую энергию как товар на границе балансовой принадлежности по основному коллективному прибору учета.

В Жилищном кодексе Российской Федерации нет понятия подъезд, а есть понятие многоквартирный дом, поэтому несмотря на то, что в вашем подъезде и будет установлен прибор учета, электроэнергия, отпущенная на общедомовые нужды, будет учитываться по основному коллективному (общедомовому) прибору учета и распределяться пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Однако отметим, что показания подъездных приборов учета, если они только будут установлены абсолютно во всех подъездах дома, помогут в поиске несанкционированного отбора электроэнергии (воровства).


Если человек не является собственником жилого помещения, а проживает в квартире по социальному найму и, соответственно, платит за найм. Правомерно ли в этом случае брать плату за электроэнергию мест общего пользования?

Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

Поэтому наниматель по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе и за освещение мест общего пользования.

Основание:

Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 61 «Пользование жилым помещением по договору социального найма»;

Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги».

Многие вычеркивают из своих квитанций новую строку, чтобы как раньше платить только за электроэнергию, потребленную в квартире. Правильно ли это?

Электроэнергия мест общего пользования – неотъемлемая часть платежа за электроэнергию. Исключая из платежа сумму оплаты электроэнергии мест общего пользования, жильцы будут накапливать долг. А к должникам применяются все законные меры воздействия, в том числе и ограничение подачи электроэнергии.

Если одни жители не платят за расход электроэнергии в местах общего пользования, их долги разбиваются на других жителей дома?

Ни в коем случае. Каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счете жильца.

Как уменьшить расходы жильцов по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов?

Для уменьшения расходов собственников по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, рекомендуем жильцам осуществить следующие мероприятия:

1. В рамках заключённого договора управления многоквартирным домом обязать управляющую организацию, отвечающую за обслуживание внутридомовых электрических сетей, провести ревизию внутридомового электрического оборудования с целью:

выявления фактов несоответствия приборов учёта требованиям технических регламентов;

выявления фактов подключения нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, с нарушением порядка учёта электрической энергии, повлекших за собой искажение данных о фактической величине потребления электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов;

выявления фактов воровства и хищений электрической энергии.

2. Возложить на управляющую организацию обязанности по замене приборов учёта, не отвечающим требованиям технических регламентов, по изменению схемы энергоснабжения нежилых помещений и выведению коммерческого учёта поставленной в нежилые помещения электрической энергии из-под общедомового учёта, по составлению актов об установлении фактов воровства и хищений электрической энергии, пресечению выявленных фактов и обращению в органы внутренних дел с требованием о возбуждении уголовных дел в отношении виновных лиц.

3. Приведение в надлежащее исполнение обязанностей со стороны всех собственников помещений многоквартирного жилого дома по своевременному и правильному снятию показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учёта электрической энергии, а также по своевременной передаче полученных данных в адрес гарантирующего поставщика.

Расчет платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования

Информационное письмо о порядке расчета платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования в жилых помещениях (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитие) при отсутствии приборов учета.

В связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих в жилых помещениях (коммунальные квартиры в многоквартирном доме, общежития) по вопросу расчета платы за электроэнергию мест общего и вспомогательного пользования, министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области разъясняет. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы граждан за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета в Калужской области (далее - нормативы) утверждены постановлением министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк (далее – Постановление) в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила).

В соответствии с Правилами нормативы дифференцированы в зависимости от количества комнат в квартире и количества человек, проживающих в квартире. Например, для семьи из двух человек, занимающей две комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составит 52 кВт час на 1 человека в месяц.

При расчете нормативного объема потребления электрической энергии для граждан, проживающих в коммунальной квартире (общежитии квартирного типа), следует принимать в расчет величину норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в зависимости от количества граждан, проживающих в семье, и количества комнат, занимаемых семьей. Данные показатели указаны в таблице 8.1 Постановления. Нормативы потребления электрической энергии в этой таблице определены только для жилой комнаты (комнат) без учета потребления электрической энергии на работу электрооборудования помещений вспомогательного использования (кухни, душевые, туалеты, прачечные, коридоры, холлы), которые являются общим имуществом в жилом помещении (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), освещения мест общего пользования (лестничных площадок и придомовой территории) и лифтового оборудования.

Например, для семьи из двух человек, занимающей две комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии), норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составит 52 кВт час на 1 человека в месяц.

Расчет размера платы за электроснабжение в местах общего и вспомогательного пользования в указанных жилых помещениях (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии) определяется по формуле, указанной в пункте 4 примечания к Постановлению.
Применение иного расчета в отношении населения, проживающего в жилых помещениях (коммунальные квартиры в многоквартирном доме, общежития) и тарифов на электрическую энергию, установленных для населения, является нарушением порядка ценообразования, что в соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность. При завышении регулируемых государством цен - штраф на граждан 5 000 рублей, на должностных лиц – 50 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги).

Указанные в Постановлении нормативы на электрическую энергию являются обязательными для осуществления расчетов с населением. При этом рекомендуем осуществлять установку индивидуальных приборов учета электрической энергии вне зависимости от вида занимаемого жилого помещения, которая позволит оптимизировать расчеты граждан за потребленную электрическую энергию.

В случае выявления фактов неправильного применения тарифов на электрическую энергию или иного расчета электроэнергии в местах общего пользования (коммунальной квартире в многоквартирном доме, общежитии) необходимо обращаться по телефону: 8 (4842) 715 543.

Горячая линия министерства: 715 546
 
Яндекс цитирования Каталог сайтов: Города