На главную Национальная политика Обычная версия Версия для слабовидящих

Постановление №518 от 22.11.2017г. Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в городском поселении город Жуков
Распоряжение №54 от 07.12.2017г. О выделении площадки для проведения мероприятий в целях решения задач в сфере национальной политики

Что такое экстремизм?
Что такое межнациональные отношения?
Социально-культурная адаптация мигрантов
Русский язык как государственный язык Российской Федерации

Национальная политика

Что такое экстремизм?

Экстремизм в буквальном смысле - приверженность к крайним взглядам, использование крайних мер (террористических актов, похищений людей и т.д.) в достижении своих целей. В теории различают экстремизм политический, экономический, религиозный, социальный и даже бытовой.

Во всех цивилизованных странах экстремистские проявления взглядов запрещены законом.

Сегодня в основе уголовно-правового запрета экстремистских действий лежат нормы международного права. Ст.20 Международного пакта о гражданских и политических правах провозглашает: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». 

Согласно ст.29 Конституции РФ, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. При этом российское законодательство не дает правового определения экстремизма.

В ст.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» подробно раскрывается правовое понятие экстремистской деятельности (экстремизма):

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса РФ;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

 



Что такое межнациональные отношения?

Межнациональные отношения…  Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, все же в грустном или тревожном. К сожалению…

Рассмотрим данный термин более подробно, заглянем в историю и приведем некоторые типичные примеры.  

Межнациональные отношения – это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных этнических общностей. Данное понятие изучается сразу двумя социальными науками: общей психологией и этнопсихологией.

Как же возникают данные отношения? Они складываются постепенно, в процессе трудовой или политической жизни, а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.

В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.

Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями. Выделяют две основные формы межнациональных отношений:

- этнический или национальный конфликт;

- мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:

а) этническое смешивание - возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию, как правило, это происходит через межнациональные браки;

б) этническая ассимиляция или поглощение - случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких, это может произойти как в мирный, так и в военный период; если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.

По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:

- признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики; на уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа;

- позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.

Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем. 

 



Социально-культурная адаптация мигрантов

Считается, что на рынке труда мигранты занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у населения принимающей страны.

Традиционно выделяются такие виды специфичных для мигрантов сфер, как:

1) сезонная работа (там, где спрос на трудовые ресурсы подвержен сильным колебаниям. Это вызвано тем, что в период сезонного пика местных кадров часто не хватает, а «не престижная» работа (в сельском хозяйстве, например) не привлекает местное население.

2) «грязная» работа (тяжелая и / или опасная работа, не требующая какой-либо квалификации);

3) работа низкой или средней квалификации в сфере услуг (для России это преимущественно розничная торговля);

4) работа по обслуживанию в частной сфере;

5) теневые и криминальные секторы экономики.

Характерными чертами для трудовой миграции в нашей стране также являются культурная рознь между основной массой трудовых мигрантов и местным населением, религиозные различия и языковой барьер (поскольку многие из мигрантов либо плохо знают русский язык, либо вообще не говорят на нем).

В результате Россия имеет достаточно большую «армию» трудовых мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, ориентированную на малоквалифицированные работы в узких секторах экономики.

Другой стороной проблемы является низкий уровень социальной адаптации трудовых мигрантов в России.

Практически половина из прибывающих в Российскую Федерацию трудовых мигрантов - строителей не имеют никаких контактов с местным населением.

Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу.

Главные причины замкнутости общин трудовых мигрантов внутри принимающего общества специалисты видят в следующем:

1) в языковом барьере между приезжими и местным населением;

2) в низком уровне образования прибывающих мигрантов (что находится в жесткой корреляции с их низким уровнем доходов у себя на родине: до выезда на работу в Россию 40 - 50% мигрантов можно отнести к группе крайне бедных, так как их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости);

3) в этнокультурных особенностях приезжих и принимающей стороны.

Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: большая часть мигрантов не имеют профессионального образования.

Проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.

Решение множества проблем, касающихся различных аспектов пребывания мигрантов в Российской Федерации и осуществления трудовой деятельности, невозможно без системного подхода и применения инновационных технологий в сфере услуг, востребованных трудовыми мигрантами и работодателями, желающими нанять их на работу.

В качестве обобщающего вывода можно отметить, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала.

Необходимо совершенствовать миграционное законодательство, в частности: в определении правового статуса иностранного гражданина, упрощения порядка обращения с заявлением об оформлении разрешения на работу, принятия закона о частных агентствах по трудоустройству, отмене ограничения на регистрацию по месту жительства. Необходим механизм регулирования трудовой деятельности иностранных граждан за пределами субъекта РФ. Проблемы с командированием иностранных работников в другой субъект России, также требуют более тщательной законодательной проработки. Необходимо введение более гибких правил подтверждения квалификации иностранного специалиста. Остается открытым вопрос по квотированию, требующий усовершенствования, необходимо подготовить предложения по совершенствованию действующего порядка определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы в России и формированию квот, базирующихся на рыночных закономерностях.

Необходимыми мерами для сокращения нелегальной миграции может стать расширение круга исполнительных органов, компетентных принимать решения по вопросу выдворения нелегальных мигрантов; ответственность организаторов незаконной миграции следует закрепить в Уголовном кодексе. Нужно решить вопрос о создании учреждений для содержания в соответствии с судебными решениями иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, требуется и программа защиты жертв и свидетелей для их защиты от незаконных действий властей и работодателей.

 



Русский язык как государственный язык Российской Федерации

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, этот статус русского языка закреплен в Конституции нашей страны. Формирование уважительного и ответственного отношения к государственному языку, забота о его чистоте, сохранении и развитии – одна из важнейших задач современной языковой политики.

Функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации регулируется следующими законами: Конституцией РФ (ст.68) Законом РФ от 25.10.1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральными законами от 01.06.2005г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 17.06.1996г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» направлен на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории нашей страны, обеспечение права ее граждан на пользование государственным языком, защиту и развитие языковой культуры.

Данный закон, повторяя норму Конституции, закрепляет на русском языке статус государственного языка (п.1 ст.1), который предусматривает обязательность его использования в сферах, определенных настоящим Законом, другими федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами РФ, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан России на пользование государственным языком (п.2 ст.1). Государственный язык РФ является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов РФ в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка русского языка как государственного способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов РФ.

Обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, входящих в состав Российской Федерации, и языками народов РФ (ст.1).

Закон определяет сферы использования русского языка в качестве государственного. В соответствии со ст.3 государственный язык РФ подлежит обязательному использованию:

1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;

3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;

4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;

5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;

6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;

7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образца, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;

9) в продукции средств массовой информации;

10) при показах фильмов в кинозалах;

11) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;

12) в рекламе;

13) в иных определенных федеральными законами сферах.



 
Яндекс цитирования Каталог сайтов: Города