О древне славянских и христианских праздниках весеннего календаря: "Закликание весны" в Калужской Губернии, народные обряды ПАСХИ ХРИСТОВОЙ, Красная Горка, проводы"Костромы"
Март-березозол.
Первым месяцем славянского календаря был «березозол», март. Существуют разные его толкования: цветёт берёза, с неё берут сок, жгут берёзу на уголь. Именно в марте начинался славянский Новый год.
22-е марта-день весеннего равноденствия-у наших предков славян считался днём «пробуждения земли». В этот день весну «закликали», отмечая праздник Ладодения –весны и тепла. Праздник этот был посвящён богине Ладе, богине любви и жизни, сопровождался он у славян особыми обрядами. Женщины забирались на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и воздев руки к небу, призывали весну. C Ладоденьем связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия-славянского рая и потому было принято не только выпекать из теста «пташков» (журавликов, жаворонков, чувильков, куликов), но и подражать крику птиц – «кобениться». Эти обряды были связаны с возвращением на землю солнечной жизненной силы.
В народных обычаях славянский праздник Ладоденье так и остался днём Закликанья весны и приходится он на христианский праздник «Сороки Святые»-Сорока Мучеников Севастийских. Пекли бабы в Калужской губ. по деревням из пресного ржаного теста или лепили из варёного картофеля обваленного в муке «жаворонков-чувильков». В Московской губ. «жаворонков» делали так: тесто из муки катали в виде жгута и связывали его узлом: из маленького «узялочка» делали головку-клювик оттягивали, вместо глазок вставляли конопельки, горошинки, гречишные зёрнышки, «мужевёлки» (можжевеловые ягоды) и т.п. Длинный конец разрезали ножом на три полоски-хвостик.
В Калужской глубинке пресное тесто раскатывали в виде лепёшки, с боков крылья загибали на спину. Вместо глаз вставляли угольки, конопляное семя, горох, ягоды можжевельника-«мужевёлки». На головке лепили хохолок-«стычок», «кичечку». В некоторых селениях на спинку жаворонка сажали его детёнышей, вылепленных из того же теста. Птичек украшали узором из дырочек-«норочек» мыкалом (гребёнкой, на которой лён прядут), дудочкой, напёрстком.
Пекли по одному, по два «жаворонка» на каждого ребёнка. С этими «жаворонками» (куликами, чувильками) шли в сад или лес, сажали «пташков» на ветки, плетни и начинали нараспев «кликать»:
Жавороночки, да вы деточки,
Прилятитя к нам, приняситя нам:
Вясну красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку.
Жаворонок, жаворонок,
Вот твой брат;
Ляти высокенька,
Пой хорашенька;
Вясна-красна,
На чём пришла?
На сошочке, на бароначке,
На авсяном снопу, на ржаном колосу.
Сороки святые, жаворонки сляпые,
На Сороки пячоны, саломой астрочоны.
Мужеки-сушевики, тачите сашники,
Скора пахать паедим!
В некоторых селениях Калужского края качели устраивали уже на Сороки, «чтобы поторопить приход весны». В сарае вешали толстую верёвку, на неё клали длинную доску, на доску садились девки с жаворонками в руках, а две их «расколыхивали». Качались с Сороков до Вербного воскресения, а после Вербного качели снимали.
Известная в народе хороводная песня с притопом: «А мы просо сеяли, сеяли, ой, дид-ладо, сеяли, сеяли»-также отголосок древнерусского земледельческого обряда-заклинания, обращённого к славянской богине оживающей природы Ладе и её спутнице Леле (Ляле), которая олицетворяла собой долгожданное весеннее тепло, ласку, негу-«лелеяла». Созвучные божества мужского рода Лад и Лель, покровительствовали любви и благополучию в семейной жизни («мир вам в семье да лад, живите в ладу»). Как взывание к богине Ладе и её спутнице Леле, звучат припевки в старинных песнях, пришедших к нам из глубины веков: «ой, ляли-лялё, лёли-ляли, лели-лели, ляли-ляли и т.п.». Люди пели и плясали, и чем сильнее топали ногами о землю-матушку, тем быстрее она пробуждалась к жизни и севу.
Таким образом, в день Благовещенья Пресвятой Богородицы крестьяне Калужской губ. величали и приветствовали появление весны или «выкликали просу»: крестьяне всего селения делились на две части, одна часть становилась на одной стороне реки или деревни, а другая на противоположной. Вот один край начинает:
- Мы пашню пахали!
Другой отвечает:
- Мы просу сеяли, сеяли!
- Мы просу вытопчем, вытопчем!
- А чем же вы вытопчете, вытопчете?
Тут одна из крестьянок первой толпы переходит в другую, берёт обещанную в виде выкупа девушку и ведёт в свою группу. Та группа, что отдала девушку, начинает:
- Мы пашню пахали, пахали и т.д.
В Мосальском уезде вечером накануне Вербного Воскресенья и Благовещенья на берегу реки раскладывали огонь, вокруг него бабы и девки водили хоровод и пели:
Весна! Что ты нам принясла?
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшка-живатинушка в поле,
Другое угодьюшка- с сошкой в поле,
Третье угодье-пчёлки на налёте-
Да ишшо угодьица-миру на здоровьица.
На Благовещенье и на Пасху играли в «круглые горелки».
В середине месяца апреля славяне отмечали Ярилин день, бога умирающего и воскресающего. Ярила-древний бог весны представлялся нашим предкам в виде юноши сильного, крепкого и голова его была покрыта цветами, вокруг которых кружились пчёлы. Ярило, Ерило – ярый, яркий, яр, жар … Молодой славянский бог Ярило олицетворял собой мужество, буйство и сладострастие.
Праздник Ярилина дня у славян отмечался «ярованием»-пением «веснянок», плясками, состязаниями, гаданием, игрой на сопелках, дудках и гуслях. В этот день в лесу, на белом-Перуновом-камне приносили в жертву ягнёнка, который являлся символом единения людей с небом. Влюблённые клялись именем Ярилы в вечной любви друг другу, ходили трижды вокруг цветущего куста и считались с этого дня женихом и невестой. Отсюда и выражение: «вокруг куста венчаны», ибо пара надевала на головы венки из цветов и была «увенчана». Таким образом, Ярило был покровителем брачащихся, богом влюблённых, любви в широком значении этого слова. Молодёжь считала его как бы своим божеством и потому славила его, главным образом, она. Девичий хоровод, в котором участвовали и парни, молодёжные игрища-одна из форм прославления Ярилы.
Кроме того, Ярила являлся богом весеннего сева, богом не только живых, но и мёртвых, ибо в Ярилин день живые общались с мёртвыми в братских трапезах на могилах. В эти дни красили растительными красками варёные яйца, раскладывали их в зелёной траве, а затем искали. Сколько кто собрал, столько и забирал себе. Потом дети и взрослые катали яйца, гадали, кто сколько проживёт… В понимании славян, Ярила был божеством вечной жизни и любви.
Много языческих обрядов Ярилина дня нашло отражение в христианском празднике Пасхи Господней, которая в этом году приходится на 4 апреля. Пасхальному Воскресенью предшествует Страстная Неделя, неделя строгого поста, и четвергу Страстной Недели, который именуется в народе «чистым» отводится важная обрядовая роль.
В Перемышльском уезде в чистый четверг варили овсяной кисель и «кликали» с ним мороз: «Мороз, мороз, не бей наш овёс!». В других деревнях Калужской губ. ребятня несла блюдо с овсяным киселём в овин, садилась на солому и «кликала зверей» : «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!».
В ночь со среды на четверг Страстной Недели кладут соль в печку, прокаливают её там, и этой «четверговой солью» лечатся.
Красят в чистый четверг яйца и называют их «четверговые», такие яйца месяцами не портятся.
В чистый четверг кололи свиней, считалось, что сало не зачервивеет (т.к. его солили в бочках или ларях).
21 апреля славяне отмечали древний праздник славян-«Лельник» или Красная Горка, посвящённый богине Летнице или Перунице (Громовице), которая считалась женой Перуна, покровительнице счастья и красоты.
По окончанию весенних полевых работ, наши предки отмечали символические «похороны» весны (Костромы). Слово «кострома» образовано от «костры». Костра-стебли трав, из которых делали обрядовую куклу-Кострому. Славянское божество имело два воплощения: весны и плодородия. В ритуальных игрищах её представляла женщина в белой рубахе с дубовой веткой в руках, которую сопровождал хоровод. Символический похоронный обряд Костромы-приношение её в жертву, должен был сообщить плодородие земле.
Грин И.В.
Трубецкая Н.Ф.
Жуковский ГДК ГАУКС «Возрождение»