На главную Новости > март > Великий пост на Руси Обычная версия Версия для слабовидящих

Великий пост на Руси

ВеликийКак и многие другие христианские обычаи, посты пришли к нам из седой древности. Они существовали еще во времена Ветхого Завета. Соблюдать пост, значит не есть скоромного (молочной и мясной пищи); говеть - пустовать, постничать, поститься, то есть соблюдать ряд пищевых запретов и другие ограничения.

На Русь посты пришли с православием, как завещание Спасителя, сорок дней постившегося в пустыне перед началом служения. В старину на дни Великого поста отменялись всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме тех, что продавали предметы первой необходимости, к этому времени приурочивались дела благотворительности.

О пользе кратковременного голодания люди знали еще в давние века. Медики, изучавшие опыт предков (голодание, диеты), подтверждают благотворное влияние постов, постной пищи на организм человека. А в народе говорят: «Не с поста мрут, а от обжорства», «Что человек ест, таков он и есть», «Никто с поста не умирает», «Пост - не мост, не объедешь», «Великий пост как узлом затянуло», «Кто все четыре по¬ста постится, за того все четыре Евангелиста», и подшучи¬вали: «Все посты постимся, а никуда не годимся». Но шутки шутками, а посты соблюдались строго. Так знаменитый Пифагор посвящал учеников в тайны своей философии только после того, как они проходили курс голодания.

Великий пост начинается в понедельник, на следующий день по окончании Масленицы - масленичного заговенья, и длится 7 предпасхальных недель. Заканчивается он в субботу Страстной недели, накануне Пасхи. Суть Великого поста заключается в том, что христиане посредством говения, т. е. воздержания в пище, напитках, особой постовой молитвы и покаяния подготавливаются к встрече Светлого Христова Воскресения - Пасхи. Особенно строгий пост должно соблюдать в первую и последнюю недели Великого поста, когда благословляется сухоядение, а некоторые христиане не вкушают пищи от одного до 3-х дней (к этому времени зима уже изрядно подбирала все, особенно мясные припасы, и приходилось «попоститься»). Переход на пост совершается постепенно: Масленице предшествовали недели, носившие название всеедных (сплошных) и пёстрых, а. саму Масленицу звали еще сырною или мясопустною - скоромное ели, а к мясному уже не прикасались. Рыбу ели только в Благовещение да в Вербное воскресенье.

Предусмотренные религией посты не только восстанавливают здоровье, но и способствуют духовному и нравственному очищению. Посты, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных Богу. И в настоящее время церковь обращает внимание не столько на воздержание от пищи, сколько на духовное воздержание: преодоление собственных слабостей, высокомерия, надменности, различных искушений, т.е. всякого рода развлечения, вечеринки, танцы; грешно рассказывать анекдоты, сквернословить и т. п. Ошибается тот, кто считает, что пост - это воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления. (Иоанн Златоуст).

И в заключение хочется напомнить десять библей¬ских заповедей, что были даны Моисею на горе Синай. И верующие и неверующие, все мы, иногда того не замечая, живем по этим заповедям. А тех, кто явно или тайно нарушает их, зовем преступниками, т. е. преступившими границы закона Божия. Вот эти заповеди, как их донесла до нас Библия:

Первая: Я - Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Вторая: не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, - не поклоняйся им и не служи им.
Третья: не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто¬ произносит имя Его напрасно.
Четвертая: помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, субботу - Господу Богу твоему. Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Пятая: почитай отца твоего и мать твою, чтобы про¬длились дни твои на Земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Шестая: не убий.
Седьмая: не прелюбодействуй.
Восьмая: не укради.
Девятая: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Десятая: не желай ничего, что у ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла, его - ничего, что у ближнего твоего. Не трудно увидеть, что в основе этих заповедей лежат два великих принципа: любовь к Богу - первые четыре заповеди; и любовь к ближнему - последние шесть заповедей. Христианской вере - две тысячи лет, и сейчас уже невозможно отделить религиозную культуру от культуры мирской, общественной. У обеих сходные ценности и один источник - ЗАКОН БОЖИЙ.

Благочинный Жуковского р-на Калужской Епархии
настоятель храма Михаила Архангела протоиерей
Сергий Бутылкин
Помощник благочинного по культуре
Трубецкая Н.Ф.






  « в раздел - "новости"


 
Яндекс цитирования Каталог сайтов: Города